Сайт воспитателя детского сада №174 города Ярославля

Мастер-класс «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционного материала»

10 ноября [вс]

6d4d621561792066101cfe657d500c1c.jpg 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорномоторного опыта. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорномоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Он узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорномоторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Сенсорномоторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в ходе  игровой деятельности в группе.

Применение представленного материала может быть использована в повседневной непосредственной образовательной деятельности, игровых ситуациях, в организации игровой деятельности родителей дома с детьми.

Цель данного мастер –класса – это поделиться с вами опытом организации игр по сенсомоторному развитию с детьми младшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного материала (фасоли, риса, макарон разной формы).

Задача: повысить интерес педагогов к развитию сенсомоторных способностей  у детей младшего дошкольного возраста.

Для развития сенсомоторных способностей детей я применяю такие доступные материалы, как крашенная фасоль,  рис, макароны.

Мною были разработаны конспекты игровых ситуаций, такие как «Яблоко для бельчат», «Открытки для лесных зверят», «Подарок для мамы»,

« Осенние листочки» с применением в процессе непосредственного ООД.

Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности требуется большая подготовительная работа педагога – это подготовка раздаточного материала. Покраска в данном случае макарон и фасоли, риса,  посредством пищевых красителей. Как это делается.

Для этого нужно взять:

- макароны в необходимом количестве

- пищевые красители разных цветов

-  теплую воду

- ёмкости для покраски.

Технология окрашивания

1. Делим макароны на желаемое количество цветов. У меня были такие красители: красный, синий, желтый, зелёный. Я поделила макароны на 4 части, каждую насыпала в отдельную ёмкость.

2. Разводим красители в небольшом количестве воды.

3. Добавляем каждого красителя в ёмкости с макаронами.

4. Хорошо перемешиваем с красителями.

5. Высыпаем макароны на пищевую пленку.

6. Даем немного подсохнуть.

7. Аккуратно раскладываем макароны на пищевую пленку, так что бы они в процессе сушки не слипались.

8. Даем высохнуть в течении суток естественным способом. Можно также просушивать макаронные изделия и фасоль в духовке, но при этом температура должна быть невысокой, так как макаронные изделия при высокой температуре становятся ломкими. Я высушивала естественным способом.

В ходе подготовительной работы к окрашиванию макаронных изделий я столкнулась с определенными трудностями:

Чем дешевле макароны, тем они быстрее намокают и становятся вязкими и не получается яркого цвета (показать), чтобы этого избежать, надо делать раствор более концентрированным, в не большом количестве воды. примерно одни шестую стакана, вода должна быть теплой.

Вот такие натуральные материалы получились для использования в работе педагога.

Кроме окрашивания натуральных материалов (фасоли, риса, макарон), так же необходимо подготовить саму картинку, аппликацию или открытку на которой дети будут работать в ходе игры.

Для этого берется белый картон и карандашом наносится рисунок. Вот такая подготовительная работа выполняется педагогом.  

Сенсорномоторные функции формируются у детей в интегрированных играх, так как разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Такие игры учат детей возможности рассмотреть одно явление с разных точек зрения.  Для решения одной, конкретной задачи, дети могут применять знания из различных областей.  С помощью таких игр у детей формируется способность к самостоятельным исследованиям. Игры интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового. Организация игровых ситуаций  нацелена на закрепление основных цветов, геометрических фигур, укрепления мелкой и крупной моторики. Далее игры можно усложнять при этом, используя не пластилин, а клей, на котором можно выкладывать не только макаронные изделия, но и разные виды круп. В ходе игры крупы можно окрашивать необходимыми цветами. В общем все зависит от фантазии педагога.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, полноценного восприятия окружающего мира, также положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

А сейчас вашему вниманию хочу показать игровую ситуацию по аппликации посредствам нетрадиционной продуктивной деятельности
«Осенние листочки»
проведенную мною в своей группе.

 

Мною была поставлена цель:

§  Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии и использования нетрадиционного материала (цветного риса).

Задачи:

Образовательные:

§  сформировать у детей представление об осенних изменениях в природе.

§  подвести детей к созданию выразительного образа  посредством пластинографии.

§  учить детей выкладывать из нетрадиционного материала для аппликации (рис) на пластилине для придания  объекта завершенности и выразительности.

Воспитательные:

§  воспитывать интерес и бережное отношение к природе,

§  вызвать желание сохранять ее красоту в картинках и композициях из нетрадиционного материала,

§  вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия.

Развивающие:

§  развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук,

§  развивать чувство цвета и композиции.  

Для реализации постеленной цели была выполнена следующая предварительная работа:

• чтение сказки «Лесная сказка о том, почему желтеют листья» (http://subscribe.ru/archive/lit.kids.valenka/201009/05155556.html ),

• изготовление заготовки - картон с нарисованным липовым листочком.

Подготовлены следующие материалы:

• рис разноцветный (красный, желтый, зеленый),

• пластилин желтого цвета,

картон с нарисованным липовым листочком.

 

На практической части:

Дети, сначала размазывали пластилин на весь листочек, для это отщипывали маленькие кусочки пластилина и наносили ровным слоем на картон. Вот они мои волшебники за созданием шедевров

Далее, брали цветной перемешанный рис и аккуратно прижимали его к пластилину.

В ходе игры все дети увлеченно создавали свои аппликация, но как и  в любой игре есть первые и последние. При этом дети, которые первые сделали свои работы, помогали другим.

В конечном итоге как вы видите, у всех аппликации получились, чему я была очень рада. Цель работы была достигнута.

Ну и конечно похвастушки для родителей.

Макароны, фасоль, горох, рис и т.д. – отличный доступный материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

На последнем этапе нашей работы предлагаю вам поработать самим с данным материалом. У вас на столах в коробочках находятся макароны разных цветов, фасоль, рис, лист картона, пластилин и карандаш. Предлагаю вам создать аппликацию на тему «Изобрази свою мечту».



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.