Сайт воспитателя детского сада №174 города Ярославля
Мастер-класс «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционного материала»
10 ноября [вс]
Актуальность выбранной темы определяется тем, что важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорномоторного опыта. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорномоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Он узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорномоторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника. Сенсорномоторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в ходе игровой деятельности в группе. Применение представленного материала может быть использована в повседневной непосредственной образовательной деятельности, игровых ситуациях, в организации игровой деятельности родителей дома с детьми. Цель данного мастер –класса – это поделиться с вами опытом организации игр по сенсомоторному развитию с детьми младшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного материала (фасоли, риса, макарон разной формы). Задача: повысить интерес педагогов к развитию сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Для развития сенсомоторных способностей детей я применяю такие доступные материалы, как крашенная фасоль, рис, макароны. Мною были разработаны конспекты игровых ситуаций, такие как «Яблоко для бельчат», «Открытки для лесных зверят», «Подарок для мамы», « Осенние листочки» с применением в процессе непосредственного ООД. Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности требуется большая подготовительная работа педагога – это подготовка раздаточного материала. Покраска в данном случае макарон и фасоли, риса, посредством пищевых красителей. Как это делается. Для этого нужно взять: - макароны в необходимом количестве - пищевые красители разных цветов - теплую воду - ёмкости для покраски. Технология окрашивания 1. Делим макароны на желаемое количество цветов. У меня были такие красители: красный, синий, желтый, зелёный. Я поделила макароны на 4 части, каждую насыпала в отдельную ёмкость. 2. Разводим красители в небольшом количестве воды. 3. Добавляем каждого красителя в ёмкости с макаронами. 4. Хорошо перемешиваем с красителями. 5. Высыпаем макароны на пищевую пленку. 6. Даем немного подсохнуть. 7. Аккуратно раскладываем макароны на пищевую пленку, так что бы они в процессе сушки не слипались. 8. Даем высохнуть в течении суток естественным способом. Можно также просушивать макаронные изделия и фасоль в духовке, но при этом температура должна быть невысокой, так как макаронные изделия при высокой температуре становятся ломкими. Я высушивала естественным способом. В ходе подготовительной работы к окрашиванию макаронных изделий я столкнулась с определенными трудностями: Чем дешевле макароны, тем они быстрее намокают и становятся вязкими и не получается яркого цвета (показать), чтобы этого избежать, надо делать раствор более концентрированным, в не большом количестве воды. примерно одни шестую стакана, вода должна быть теплой. Вот такие натуральные материалы получились для использования в работе педагога. Кроме окрашивания натуральных материалов (фасоли, риса, макарон), так же необходимо подготовить саму картинку, аппликацию или открытку на которой дети будут работать в ходе игры. Для этого берется белый картон и карандашом наносится рисунок. Вот такая подготовительная работа выполняется педагогом. Сенсорномоторные функции формируются у детей в интегрированных играх, так как разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Такие игры учат детей возможности рассмотреть одно явление с разных точек зрения. Для решения одной, конкретной задачи, дети могут применять знания из различных областей. С помощью таких игр у детей формируется способность к самостоятельным исследованиям. Игры интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового. Организация игровых ситуаций нацелена на закрепление основных цветов, геометрических фигур, укрепления мелкой и крупной моторики. Далее игры можно усложнять при этом, используя не пластилин, а клей, на котором можно выкладывать не только макаронные изделия, но и разные виды круп. В ходе игры крупы можно окрашивать необходимыми цветами. В общем все зависит от фантазии педагога. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, полноценного восприятия окружающего мира, также положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. А сейчас вашему вниманию хочу показать игровую ситуацию по аппликации посредствам нетрадиционной продуктивной деятельности
Мною была поставлена цель: § Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии и использования нетрадиционного материала (цветного риса). Задачи: Образовательные: § сформировать у детей представление об осенних изменениях в природе. § подвести детей к созданию выразительного образа посредством пластинографии. § учить детей выкладывать из нетрадиционного материала для аппликации (рис) на пластилине для придания объекта завершенности и выразительности. Воспитательные: § воспитывать интерес и бережное отношение к природе, § вызвать желание сохранять ее красоту в картинках и композициях из нетрадиционного материала, § вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. Развивающие: § развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, § развивать чувство цвета и композиции. Для реализации постеленной цели была выполнена следующая предварительная работа: • чтение сказки «Лесная сказка о том, почему желтеют листья» (http://subscribe.ru/archive/lit.kids.valenka/201009/05155556.html ), • изготовление заготовки - картон с нарисованным липовым листочком. Подготовлены следующие материалы: • рис разноцветный (красный, желтый, зеленый), • пластилин желтого цвета, картон с нарисованным липовым листочком.
На практической части: Дети, сначала размазывали пластилин на весь листочек, для это отщипывали маленькие кусочки пластилина и наносили ровным слоем на картон. Вот они мои волшебники за созданием шедевров Далее, брали цветной перемешанный рис и аккуратно прижимали его к пластилину. В ходе игры все дети увлеченно создавали свои аппликация, но как и в любой игре есть первые и последние. При этом дети, которые первые сделали свои работы, помогали другим. В конечном итоге как вы видите, у всех аппликации получились, чему я была очень рада. Цель работы была достигнута. Ну и конечно похвастушки для родителей. Макароны, фасоль, горох, рис и т.д. – отличный доступный материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. На последнем этапе нашей работы предлагаю вам поработать самим с данным материалом. У вас на столах в коробочках находятся макароны разных цветов, фасоль, рис, лист картона, пластилин и карандаш. Предлагаю вам создать аппликацию на тему «Изобрази свою мечту».
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.